В целях совершенствования интерфейса Инвестиционного портала города Тюмени разрабатывается Бета - версия Бизнес портала города Тюмени, макет для ознакомления размещён здесь
22 февраля 2018 Карта сайта
г. Тюмень, ул.Первомайская 20, каб.303
тел +7(3452)510-416; 510-630; 510-632
E-mail: ksrp@tyumen-city.ru
Тюмень - лучший город земли

В соответствии со ст. 106 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). При выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.

Авторы рассматривают практические аспекты деятельности таможенных органов по контролю правильности классификации товаров, касающиеся, в первую очередь, действий уполномоченных должностных лиц таможенных постов (таможен), направленных на недопущение эскалации конфликтных ситуаций с участниками ВЭД в условиях улучшения инвестиционного климата и активизации предпринимательской активности в конкретном регионе России. Следует подчеркнуть, что при введении с 1 января 2014 г. обязательного электронного декларирования взаимодействие таможни и бизнес-кругов в данной сфере выйдет на новый уровень.

Действия должностных лиц таможенных органов при контроле правильности классификации товаров регламентированы Инструкцией о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД, утвержденной приказом ФТС России от 17 марта 2010 г.NQ500 (в настоящее время переработанная версия Инструкции находится на согласовании в Министерстве юстиции Российской Федерации). Данные действия фактически представляют собой следующее: при подаче электронных деклараций на товары представителями участников ВЭД подгружаются файлы (техническая документация - рисунки, схемы, письма производителей, выписки из каталогов и др.), в которых содержатся необходимые таможне классификационные признаки товаров. В ходе проверки таких документов должностными лицами таможенных постов (при применении сур - должностными лицами ОТНПТ и ТО) принимаются соответствующие решения о классификации в отношении конкретного товара. В случае недостаточности представленных классификационных признаков таможенным органом проводится дополнительная проверка в виде запроса дополнительных документов или принятия решения о проведении таможенной экспертизы. Таким образом, принятие решения о классификации напрямую зависит от представленных документов и скорости подачи технической документации.

При контроле правильности классификации товаров, по нашему мнению, существует следующая проблематика, которую условно можно разделить на три уровня.

Первый уровень - качество представленных классификационных признаков на конкретный товар.

В зависимости от целей ввоза и качества выполнения контрактных обязательств представители участников ВЭД (в большинстве случаев топ-менеджмент, директора предприятий или др.) зачастую бывают уверены, что на основании представленных технических документов таможня однозначно примет соответствующее решение о классификации.

Приведем ряд примеров. Так, при декларировании металлорежущих токарных станков в гр. 31 заявляются стандартные сведения о токарных станках (функции и изготовитель); при этом токарные станки в зависимости от комплектации и технологических операций могут классифицироваться в товарных позициях 8457 и 8458 ТН ВЭД ТС.

Второй пример - радиоуправляемые модели вертолетов, на которых помещены цифровые камеры, предназначенные для съемки местности (в зависимости представленной документации таможней такой товар может рассматриваться в товарных позициях 9503 или 8525 ТН ВЭД ТС). При этом производители позиционируют товар как игрушки.

Третий пример - масло оливковое в стандартной потребительской упаковке (в зависимости от представленной документации таможней такой товар может рассматриваться в товарных позициях 1509 или 1510 ТН ВЭД ТС). При этом импортеры позиционируют товар как обычное оливковое масло (pure olive oil).

Исходя из вышеприведенных примеров видно, что от качества представленной документации на товар (технической, сведений о химическом составе или др.) зависит многое - от «безобидного» запроса дополнительных документов или принатия решения о назначении таможенной экспертизы до продления сроков выпуска товаров, а в исключительных случаях - привлечения к административной или yroловной ответственности.

Отсутствие детального анализа (незнание характеристик перемещаемого товара, представление неполной документации или др.) может привести к негативным последствиям для участников ВЭД.

Качество представленных классификационных признаков на товар напрямую зависит от умения грамотно применять нормативную документацию, действующую при реализации данного направления работы таможенных органов. В последние годы Федеральная таможенная служба России в лице Управления товарной номенклатуры активно продвигает принципы классификации товаров, принятые в мировом сообществе. Так, идет работа по обмену опытом в данной сфере с различными таможенными администрациями; должностные лица принимают участие в работе подкомитетов Всемирной таможенной организации, участвуют в заседаниях Консультативных советов с бизнес-сообществом и др. Результатом является, например, Решение Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. №522, которым утверждено Положение о порядке применения единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров. Согласно данному Положению Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной гpyппировке, кодированной на необходимом уровне. Такие правила применяются при классификации любых товаров единообразно и последовательно, начиная с первого.

Несмотря на проводимую работу, ошибки при классификации товаров выявляются ежедневно во всех таможенных органах Российской Федерации. Это связано со спецификой данного направления работы, и в первую очередь с персоналом, который обеспечивает контроль классификации товаров - со стороны таможенных органов, и заявление классификационного кода - со стороны бизнес-сообщества.

Проблема недостаточной компетентности персонала является вторым уровнем проблематики, связанной с «практическим» контролем правильности классификации товаров в ходе проведения таможенного контроля.

Второй уровень - недостаточная компетентность должностных лиц таможенных органов и (или) представителей декларантов (включая недобросовестность) в отношении специализированных групп товаров.

Случаи, когда заявляются «неспецифичные» для таможенного органа товары, встречаются ежедневно (особенно в условиях введения технологии удаленного выпуска товаров). Появление таких товарных партий, как правило, связано с желанием участников ВЭД ускорить выпуск товаров. Например, при контроле правильности классификации товара «силикат кальция для изготовления тормозных колодок» декларанту, который заявляет классификационный код, необходимо знать происхождение товара, его химический состав, область применения; при этом сведения должны быть документально подтверждены. Соответственно, при выборе однозначной товарной позиции представителям декларантов и должностным лицам таможенного органа необходимы хотя бы «первичные знания» в области минералогии, химии и процесса производства тормозных колодок (дополнительно к знанию применения Основных правил интерпретации). Аналогичные знания необходимы и должностному лицу таможни.

На практике же в большинстве случаев представители участников ВЭД и таможни такими познаниями не обладают, поскольку требуется специальное образование.

Безусловным «спасением» для таможни является институт таможенной экспертизы, а для участников ВЭД - разнообразные независимые экспертизы Торгово-промышленных палат (услуги таких организаций дорогостоящи и, как правило, для целей классификации товаров малоэффективны, поскольку за таможенными органами законодательно закреплено право, при выявлении нарушений, классифицировать товар).

Таким образом, недостаточная компетентность приводит к многочисленным нарушениям принципов классификации товаров, что также, в свою очередь, порождает конфликтные ситуации.

Одним из вариантов решения проблемы является разработанная ФТС России стратегия создания на территории страны «классификационных центров)), а началом такой работы - наделение региональных таможенных управлений функцией принятия предварительных решений о классификации товаров (до апреля 2013 г. предварительные решения принимались только Управлением товарной номенклатуры ФТС России). Практика создания таких центров заимствована из мирового опыта, поскольку они успешно функционируют в развивающихся странах (например, в Малайзии и Гонконге).

Дополнительным вариантом решения такой проблемы, по нашему мнению, может стать проведение качественного подбора и обучения персонала для данного направления как со стороны таможни, так и бизнес-сообщества. Успешный хэд-хантинг (head-hunting) позитивно повлияет на результаты работы и позволит снять ряд вопросов, возникающих при проведении таможенного контроля в части классификации товаров.

Существующие временные ограничения по выпуску ввозимых/вывозимых товаров не позволяют таможне качественно осуществлять проверки представленной технической документации (при этом участники ВЭД проводят анализ технической документации, начиная с заключения внешнеторговых договоров). Недостаток времени для анализа классификационных признаков является третьим уровнем проблематики, связанной с «практическим» контролем правильности классификации товаров при проведении таможенного контроля.

Третий уровень - временные ограничения при выпуске товаров.

В соответствии со ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск возимых товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. В условиях развития международного товарооборота, появления новых технологий и разработок должностные лица таможни сталкиваются с тем, что им не хватает времени для анализа сведений, определения классификационных признаков. Отсутствуют юридические принципы обоснования решения по выбору той или иной товарной позиции. Например, чтобы должностным лицам таможни разобраться с документацией на бурильные станки и их составными частями, требуется много времени (это касается всего технологического оборудования товарных групп 84,85 и 90 ТН ВЭД ТС). Поэтому таможенные посты осуществляют выпуск таких товаров без качественного контроля.

В то же время институт таможенного контроля после выпуска товаров не во всех случаях дает положительные результаты (например, когда под видом шарикообразных гранул оксидов алюминия товарной позиции 2818 ТН ВЭД ввозятся шарикообразные остатки золы тепловых электростанций товарной позиции 2620 ТН ВЭД.

В случае непроведения таможенной экспертизы (в условиях удаленного выпуска такие случаи особенно многочисленны) действия должностных лиц отделов после выпуска товаров неэффективны, так как товар уже не может быть представлен таможенному органу, поскольку был использован.

К вариантам решения проблемы временных ограничений можно отнести следующие меры:

1) унификация ставок таможенных пошлин по товарам риска и прикрытия;

2) исключение классификационной группировки «товарная подсубпозиция» из товарных субпозиций по товарам, которые не входят в перечень стратегически важной продукции для развития страны. Так, в 1-м полугодии 2013 г. согласно статистическим данным ФТС России было ввезено 5490 т объемных возвратно-поcтyпaтельных насосов, классифицируемых в товарной субпозиции 8413 50 ТН ВЭД, вывезено - 269 т (насосов российского производства данной субпозиции экспортируется меньше, чем импортируется зарубежного производства). Для всех товарных подсубпозиций, а именно: 8413 50 200 0; 8413 50 400 0; 8413 50 61 000 0; 8413 50 690 0; 8413 50 800 0, установлена одинаковая ввозная пошлина. Исключение вышеназванных подсубпозиций позволит таможне и участникам ВЭД избежать запроса/предоставления дополнительных документов, характеризующих классификационные признаки, тем самым сократит время документальной проверки;

3) введение обязательной меры «получение предварительных классификационных решений».

 

Из материалов Всероссийской научно-практической конференции
«Таможенная служба: экономические слагаемые успеха, курс на сотрудничество»
(Екатеринбург, 16-17 октября 2013 г.)