В целях совершенствования интерфейса Инвестиционного портала города Тюмени разрабатывается Бета - версия Бизнес портала города Тюмени, макет для ознакомления размещён здесь
22 февраля 2018 Карта сайта
г. Тюмень, ул.Первомайская 20, каб.303
тел +7(3452)510-416; 510-630; 510-632
E-mail: ksrp@tyumen-city.ru
Тюмень - лучший город земли

Одними из основных функций, выполняемых таможенными органами, являются таможенный контроль, совершенствование методов проведения таможенных операций, создание условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из нее.

Таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. В целом можно выделить два вида контроля за совершением таможенных операций: в ходе осуществления таможенных операций, связанных с выпуском товаров (он-лайн), и после выпуска товаров (вторичный контроль).

В онлайн-режиме по принятым таможенным декларациям (ДТ) осуществляется контроль за выявлением и применением автоматизированных профилей рисков и своевременностью принятия решения о проведении таможенного досмотра; проверяется обоснованность неприменения как в целом профилей рисков, выявление которых происходит в результате анализа неформализованных индикаторов профиля риска (автоматизированные профили рисков), так и отдельных мер в рамках уже выявленного профиля риска; выявляются новые участники ВЭД, нехарактерные схемы логистики, нетипичный товар для региона деятельности Тюменской таможни и т. д. Это, в свою очередь, позволяет обнаруживать и пресекать факты «перетекания» таможенного декларирования, сопряженного с уклонением от уплаты таможенных платежей в полном объеме.

Механизм контроля за совершением таможенных операций при вторичном контроле заключается в проверке документов и сведений в ежедневном, еженедельном, ежемесячном, ежеквартальном режиме после принятия решений должностными лицами таможенных постов.

Вторичный контроль за совершением таможенных операций структурными подразделениями блока таможенного оформления и таможенного контроля осуществляется по следующим направлениям:

• соблюдение и применение таможенными постами таможенного законодательства в отношении таможенных процедур переработки товаров на (вне) таможенной территории, реэкспорта, реимпорта, уничтожения, отказа в пользу государства, временного ввоза и временного вывоза (ежедневно, ежемесячно, ежеквартально);

• соблюдение сроков регистрации и отказе в регистрации ДТ, установленных п. 3 ст. 190 ТК ТС; сроков выпуска товаров, установленных ст. 196 ТК ТС и других сроков, установленных таможенным законодательством (ежедневно, еженедельно, ежемесячно);

• проверка баз данных паспортов транспортных средств, паспортов шасси транспортных средств в целях контроля наполненности и достоверности содержащихся в них сведений об оформленных транспортных средствах (ежедневно, ежемесячно, ежеквартально);

• проверка электронной базы данных таможенных деклараций, осуществления таможенных операций при таможенном декларировании и выпуске товаров с применением электронной формы декларирования посредством международной ассоциации сетей Интернет (ежедневно, ежеквартально);

• совершение таможенных операций в отношении перемещаемых международных почтовых отправлений (ежеквартально);

• проверка полноты и корректности заполнения электронных копий транзитных деклараций и книжек международной дорожной перевозки (МДП) (ежедневно);

• проверка соблюдения таможенными постами порядка совершения таможенных операций и таможенного контроля транспортных средств, ввозимых на территорию Таможенного союза физическими лицами (ежеквартально);

• проверка сроков регистрации документов при помещении товаров на временное хранение (ежемесячно);

• документальная проверка по нарушениям таможенных правил своевременности принятия мер таможенными постами по фактам нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации при таможенном транзите товаров (ежеквартально);

• корректность заполнения электронного отчета о результатах применения мер по минимизации рисков (ежедневно, с ежемесячным отчетом);

• своевременность принятия решения о проведении таможенного досмотра при декларировании товаров (ежедневно, еженедельно, ежемесячно);

• соблюдение должностными лицами таможенных постов требований поручения на таможенный досмотр в части объема и степени таможенного досмотра (ежедневно, еженедельно, ежемесячно);

• соблюдение должностными лицами таможенных постов методологии проведения таможенного досмотра и корректности заполнения электронной копии акта таможенного досмотра (ежедневно, еженедельно, ежемесячно).

Рассмотрим, каким образом осуществляется вторичный контроль за совершением таможенных операций на примере нескольких направлений.

Организация вторичного контроля за совершением таможенных операций

при таможенном транзите товаров

Для контроля за совершением таможенных операций при перемещении товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита используется комплекс программных средств (КПС) «Транзитные операции». С помощью данного программного средства в отделе таможенных процедур и таможенного контроля осуществляется проверка соответствия сведений, содержащихся в транзитных документах (транзитных декларациях, книжках МДП, сертификатах обеспечения таможенных пошлин, налогов), переданных из таможенных постов, данным, содержащимся в электронных копиях транзитных деклараций (ЭКТД). При обнаружения ошибок сведения корректируются и вносятся в ЭКТД.

Контроль за правильностью заполнения ЭКТД и оформления транзитных документов, за соблюдением должностными лицами таможенных постов условий, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, осуществляется уже после выпуска транзитных деклараций или после завершения таможенного транзита.

Вторичный контроль транзитных деклараций и книжек МДП на предмет правильности их оформления, соответствия требованиям нормативно-правовых актов ФТС России и Таможенного союза способствует снижению количества допускаемых нарушений и ошибок при оформлении транзитных документов должностными лицами таможенных постов.

Анализ результатов проводимого вторичного контроля ЭКТД в части полноты и корректности заполнения электронных копий транзитных деклараций и книжек МДП показал, что прослеживается положительная тенденция по сокращению ошибок, допускаемых должностными лицами таможенных постов. Так, если в l-м полугодии 2012 г. количество произведенных корректировок ЭКТД, сформированных при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, составляло 36%, то во 2-м полугодии 2012 г. и в начале 2013 г. количество таких исправлений сократилось до 8%. Данная ситуация свидетельствует о более серьезном подходе должностных лиц таможенных постов к формированию ЭКТД.

Контроль за соблюдением таможенными постами сроков регистрации и выпуска транзитных деклараций способствует исключению нарушений в дальнейшей работе должностных лиц таможенных постов и приводит к увеличению скорости совершения таможенных операций при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а это является одним из основных критериев оценки работы таможенных органов. Для примера: в 2012 г. выявлено пять нарушений сроков регистрации транзитных деклараций, в текущем году допущено два таких нарушения.

По результатам вторичного контроля в части проведения документальной проверки по нарушениям таможенных правил и своевременности принятия мер таможенными постами по фактам нарушения законодательства Таможенного союза и Российской Федерации при таможенном транзите должностные лица таможенных постов учитывают замечания и рекомендации, данные отделом таможенных процедур и таможенного контроля, что способствует своевременному принятию мер административной ответственности к перевозчикам, нарушившим законодательство.

Организация вторичного контроля за совершением таможенных операций с применением систем управления рисками (СУР)

После регистрации ДТ должностное лицо отделения применения сур таможни проверяет ДТ на наличие профилей рисков, а при наличии автоматизированных профилей проверяет индикаторы профиля риска и заявленные сведения в ДТ. ПО результатам анализа делается вывод о правомерности выявления и применения профиля риска.

Контроль за своевременностью принятия решения о проведении таможенного досмотра осуществляется после регистрации дт. Данное направление контроля позволяет не только уменьшить частоту нарушения сроков принятия решения о проведении таможенного досмотра, но и в определенных случаях сократить сроки выпуска дт.

Контроль за правильностью заполнения электронного отчета о результатах применения мер по минимизации рисков, соблюдением должностными лицами таможенных постов требований поручения на таможенный досмотр в части объема и степени таможенного досмотра и методологии проведения таможенного досмотра осуществляется уже после выпуска ДТ или после проведения таможенного досмотра.

В результате проводимого вторичного контроля количество допускаемых должностными лицами ошибок и нарушений значительно сократилось. Так, если в начале 2012 г. количество ошибок, допускаемых при заполнении отчета о результатах

применения мер, составляло 8-10 в месяц, то в конце года - 3-4 в месяц. В данный момент количество ошибок не превышает двух в месяц, при этом допускаемые ошибки не носят системного характера.

Количество допускаемых нарушений и ошибок при проведении таможенного досмотра и оформлении его результатов также значительно сократилось. В течение 2012 г. количество нарушений, совершенных должностными лицами таможенных постов при проведении таможенного досмотра, составляло до пяти в месяц. При этом допускались ошибки как технического характера, так и грубые нарушения таможенного законодательства (нарушение степени таможенного досмотра, сроков принятия решения о проведении таможенного досмотра). В данный момент грубые нарушения при проведении таможенного досмотра практически отсутствуют, их количество составляет 1-2 в полугодие. При этом в результате допускаемых нарушений права участников внешнеэкономической деятельности не ущемляются, экономический ущерб отсутствует, сроки выпуска ДТ не увеличиваются.

Организация вторичного контроля за совершением таможенных операций при таможенном декларировании товаров

Контроль за соблюдением таможенными постами сроков регистрации и причин отказа в регистрации таможенных деклараций, установленных п. 3 ст. 190 ТК ТС, позволяет уменьшить количество допускаемых нарушений. Так, за период с 1 января 2011 г. по 16 июля 2012 г. на таможенных постах Тюменской таможни установлено 1356 нарушений, во 2-й половине 2012 г. выявлено 47 нарушений, за l-е полугодие 2013 г. установлены единичные нарушения.

В 2011 г. основными причинами нарушения сроков регистрации, а также отказа в регистрации ДТ, являлись:

• нештатные ситуации (технические сбои);

• одновременная подача участником внешнеэкономической деятельности нескольких ДТ;

• возможность программного средства АИС «АИСТ-М» возврата декларанту

протокола ошибок (до поступления от декларанта исправленной декларации инспектор не имел возможности зарегистрировать либо дать отказ в регистрации ДТ).

В настоящее время нарушения сроков регистрации, а также отказы в регистрации носят единичный характер, в основном допускаются из-за возникновения нештатных ситуаций и по причинам, не зависящим от должностных лиц таможенных постов, связанных с технологией «удаленного» выпуска товаров.

Таким образом, вторичный контроль должностными лицами таможни в целом является очень действенным механизмом, позволяющим в оперативном режиме выявлять факты необоснованного принятия решений при осуществлении таможенного контроля должностными лицами таможенных постов, исключить случаи нарушения таможенного законодательства и защитить экономические интересы государства.

Из материалов Всероссийской научно-практической конференции
«Таможенная служба: экономические слагаемые успеха, курс на сотрудничество»
(Екатеринбург, 16-17 октября 2013 г.)